Коррекционно-развивающая деятельность в ГКУСО РО Мясниковском центре помощи детям представляет собой целостную систему состоящей в организации образовательной деятельности в учреждении как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие интеллектуальное и речевое развитие дошкольников. Целью коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом психическом развитии и оказания помощи детям в освоении Адаптированной основной образовательной программы.
Задачи:
- создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта;
- формировать познавательные процессы и способствовать умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и речи как средства познания.
-совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательные навыки, тонкую ручную моторику, зрительно-пространственную координацию. Программа коррекционной работы содержит:
- перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в обществе и освоение ими основной образовательной программы;
- систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;
- описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, использование адаптированной образовательной программы и методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий со специалистами которые обеспечивают единство коррекционно – развивающей работы в учреждении;
- планируемые результаты коррекционной работы.
Педагогический коллектив учреждения создал свою модель образовательного процесса, выбирая Адаптированную основную образовательную программу, парциальные программы, технологии, формы, методы и приемы работы с дошкольниками с ОВЗ. Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений используются все специфические особенности обучения и развития детей: варьирование сроков усвоения материалов, система коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение АООП, особые условия реализации. В условиях учреждения коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.
Содержание коррекционной работы с воспитанниками
Коррекционная работа в учреждении направлена на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся:
. дети с интеллектуальной недостаточностью
При построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие познавательных, двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений познавательного и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы специалиста по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы, а также самостоятельную деятельность ребёнка с ОВЗ в специально организованной пространственно-развивающей среде.
Содержание коррекционной работы определяют принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.
Коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
Коррекционно- развивающая работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения детей с ОВЗ по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ; единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОВЗ;
В работе дополнительно используется программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
В основе планирования занятий с детьми лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.Часть проводится учителем-дефектологом или учителем- логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении.
Педагоги в своей работе активно используют игровые технологии (дидактические игры, игровые упражнения, настольный театр, стихи, сказки, путешествия и т.д.), потому что игра является основным видом деятельности дошкольника, что позволяет ребёнку с интересом узнавать новое, улучшает эмоциональное состояние, настраивает детей на радостную активную работу. Образовательная деятельность носит комплексный характер и поэтому на занятиях активно используются упражнения для глаз, дыхания, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, самомассаж рук, лицевой мускулатуры, специальная гимнастика для развития общей моторики, что позволяет малышам снять усталость, напряжение, активизируется мыслительная деятельность.
Коррекционно – развивающая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на занятиях специалистами, закрепляются воспитателями. На каждого ребёнка составляется индивидуальная программа.
В нашем учреждении организована работа ПМПк осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели и медицинские работники.
Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей. Основными направлениями работы ПМПк в течение всего периода обучения являются:
- Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.
- Аналитическая работа.
- Консультативная работа с педагогами.
Условий обучения и воспитания воспитанников
Психолого – педагогическое обеспечение:
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации коррекционной работы является кадровое обеспечение.
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. С целью обеспечения освоения детьми программы, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в учреждении работают: учитель-логопед, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физ.культуре.
Учебно – дидактический материал, специальные методические пособия учебно – игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео – материалы коллективного и индивидуального пользования систематизированы по следующим разделам:
Язык обучения и воспитания — русский;
Количество обучающихся до 20 человек;.
Количество детей в группах — не более 8 человек;
АООП для детей с ЗПР и легкой у.о.
АООП для детей с интеллектуальной недостаточностью
АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи
График проведения плановых заседаний ПМПк
Режим пребывания воспитанников
Рабочая программа образовательной деятельности 2 периода обучения
Рабочая программа инструктора по физ культуре
Рабочая программа музыкального руководителя
Рабочая программа педагога-психолога
Рабочая программа учителя-дефектолога
Рабочая программа учителя-логопеда
Дополнительное образование
Мясниковский центр помощи детям осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам «Пластилишка», «Аппликашка»
Форма обучения — очная;
Срок реализации программы — 1 год;
Язык обучения и воспитания — русский;
Количество обучающихся до 20 человек;.
Количество детей в группах — не более 7 человек, в возрасте до 4х лет не более 6 человек;